ГАУК ТОНБ
Незрячие любители русской истории и словесности вспомнили о выдающихся педагогах
Незрячие любители русской истории и словесности вспомнили о выдающихся педагогах
В Специальной библиотеке для слепых прошла очередная встреча в клубе «Прозрение», посвящённая Году педагога и наставника. Незрячие и слабовидящие любители русской истории и словесности вспомнили о выдающихся деятелях отечественной педагогики – Константине Дмитриевиче Ушинском и Антоне Семёновиче Макаренко.
Основной акцент на занятии в клубе был сделан на творческом наследии знаменитых педагогов – благо, что оно является обширным, глубоким и, самое главное, востребованным по сей день.
Важное уточнение сделала ведущая клуба о дате рождения Ушинского – во всех современных информационных ресурсах неверно указан 1824 год. В настоящее время точно и неоспоримо доказано, что классик родился именно 19 февраля (3 марта) 1823 года. С большим вниманием участники клуба выслушали её рассказ о превратностях судьбы создателя национальной педагогики, о времени расцвета его общественной, творческой и педагогической деятельности. С удовольствием побывали и в роли учеников в интеллектуальной игре на основе книги для детей и родителей «Родное слово» – по отрывкам определяли названия рассказов Ушинского, отгадывали загадки.
Стержень педагогической концепции Ушинского – принцип народности, который воплощается через уважение и изучение истории Отечества и родного языка. Клубовцы согласились с очень ёмкой оценкой выдающегося мыслителя и педагога, провозвестника и идеолога народной школы, которую дал видный историк педагогики Л. Н. Модзалевский: «Ушинский – это наш действительно народный педагог точно так же, как Ломоносов – наш народный учёный, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».
Затем любители истории и словесности перешли к разговору о выдающемся советском педагоге Антоне Семеновиче Макаренко, известном работой с беспризорниками, несовершеннолетними детьми, совершившими правонарушения. Свой опыт в воспитании трудных подростков он изложил в главном произведении – «Педагогическая поэма». Оно переведено на многие языки мира и вошло в десятку самых значительных книг по воспитанию XX века. Важное значение в воспитании подростков Макаренко придавал производительному труду. Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея его педагогической системы.
Макаренко руководил тремя детскими колониями-коммунами и работал с самыми обездоленными подростками. Среди его воспитанников были воры, несовершеннолетние убийцы, сироты и члены вооруженных бандитских группировок. Ни один из его воспитанников не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни.
Участники клуба посмотрели отрывки из фильма «Педагогическая поэма», обсудили их, поговорили о судьбах бывших колонистов, «питомцах» выдающегося педагога.
Завершилась встреча живым общением клубовцев, среди которых оказалось несколько педагогов по профессии, и рекомендацией ведущей обращаться к вечно живому наследию классиков отечественной педагогики.
12+