235 лет со дня рождения Александра Александровича Алябьева
235 лет со дня рождения Александра Александровича Алябьева (1787–1851), русского композитора, уроженца Тобольска
Летом 1787 года в сибирский город Тобольск прибыл новый гражданский губернатор Александр Васильевич Алябьев. С ним приехали жена и трое детей. Будущий композитор Александр Александрович родился 15 (4) августа 1787 года.
С именем Алябьева-отца связано открытие первых в Сибири семи народных училищ, Тобольского театра и «вольной» типографии Василия Корнильева. Известно, что в доме губернатора семь месяцев гостил следовавший в ссылку А. Н. Радищев.
Пример отца – человека смелых, независимых действий – оказал благотворное влияние на формирование взглядов Александра Алябьева, развил в нем природную энергию и воспитал чувство долга и ответственности.
В начале 1975 года семья переезжает в Астрахань, а затем в Петербург, где Алябьев-отец занимает высокие посты президента Берг-коллегии, руководителя Горного училища и Монетного департамента. В 1801 году четырнадцатилетнего Александра зачисляют на гражданскую службу в горное ведомство. К этому же времени относится и начало серьезного увлечения молодого человека музыкой. Занятия игрой на фортепиано и попытки сочинительства продолжаются в Москве, куда Алябьевы переехали в 1803 году. Первые произведения начинающего композитора были напечатаны в 1810 году.
Увлечение не успело превратиться в профессию: началось Отечественная война 1812 года. Александр Алябьев вступает в армию и принимает активное участие в военных действиях.
После войны композитор с новыми силами берется за сочинение музыки, не оставляя, однако, службы в полку. В отставку он уходит только в 1823 году после смерти отца и поселяется в Москве, активно участвуя в жизни светского общества, кутежах, картежных играх. Впоследствии он шутливо пишет о себе как о жертве «страсти к игре и страсти любовной…».
Эта «страсть к игре» и стала причиной крупного поворота в жизни Алябьева. В конце февраля 1825 года после азартной картежной игры в доме композитора и последовавшей за ней ссоры умирает один из участников события – воронежский помещик Т. М. Времев. Несмотря на врачебное заключение (причиной смерти стал апоплексический удар), Алябьева и нескольких его друзей обвиняют в нанесении побоев, а следовательно – в убийстве. Три года композитор провел в тюрьме, где вопреки невзгодам по-настоящему расцвело его музыкальное дарование. Тем временем версия об убийстве отпала, но уголовная палата признала подсудимого виновным в ряде других «преступлений»: допущении запрещенной игры, побоях, пьянстве и т. п. Алябьев был приговорен к лишению знаков отличия, чинов и дворянства и ссылке в Сибирь.
Спустя 30 лет возвращается он в Тобольск, город, где родился. Здесь Алябьев свободно входит в местное общество. Он дает уроки музыки, руководит симфоническим оркестром, устраивает открытые концерты, а главное – сочиняет. Композитор берется за все: за танцевальную музыку для балов, за военные марши, инсценировки к художественным произведениям, за церковную хоровую музыку, романсы, впоследствии изданные под единым заголовком «Северный певец», и даже пишет симфонию.
В конце 1831 года с помощью родственников Алябьев получает разрешение переехать на Кавказ «для лечения глазных болезней» минеральными водами. Композитор организует большой концерт, посвященный тобольским друзьям. Среди новых произведений на нем звучит увертюра «Прощание с Севером».
В январе 1832 года Александр Алябьев навсегда покидает Тобольск. В 1833 году он едет в Оренбург, а позднее переезжает в Подмосковье (1835). Только в 1843 году он получил возможность вернуться в столицу. Умер композитор 6 марта (22 февраля) 1851 года в Москве.