«Сказ о тульском косом Левше и его авторе»
«Сказ о тульском косом Левше и его авторе» – беседа о жизни и творчестве русского писателя и публициста Н.С. Лескова. К 190-летию писателя. 12+
16 февраля исполняется 190 лет со дня рождения Николая Семёновича Лескова – истинно народного, оригинального русского писателя-классика. Родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Лесков – один из немногих писателей классической русской литературы не дворянского происхождения: его предки – представители почти всех российских сословий.
В 20-м веке каждый школьник знал, что Н.С. Лесков – автор остроумного и трагичного сказа «Левша». Полное его название – «Сказ о тульском косом левше и стальной блохе». Выражения “блоху подковать” и “ну, ты и Левша-умелец!” прочно вошли в повседневный обиход каждого человека. Ну, да – русский умелец и его трагическая судьба … Немногие задумывались о том, что перед нами – историческое произведение. Или о том, что в сказе «Левша» скрыто много глубоких смыслов.
В Советском Союзе «Левшу» экранизировали два раза – в виде мультфильма и художественного фильма.
В 90-е годы проявился интерес ко многому в культуре, что долгое время было предано забвению из идеологических соображений. Лесковым заинтересовались, стали восхищаться, появились новые экранизации, постановки в театре – например, опера Дм. Шостаковича «Катерина Измайлова».
Повесть «Очарованный странник» вошла в список 100 книг, рекомендованных для внеклассного чтения школьников.
Несколько замечательных фактов о Н.С. Лескове
Лесков родился на Орловщине. Орёл считал родным городом. Сейчас в этом городе установили памятник писателю напротив бывшей гимназии, в которой он когда-то учился. Фигуру писателя, сидящего на скамейке, окружают скульптуры его героев: Аркадий и актриса из рассказа «Тупейный художник», Иван Флягин и цыганка Грушенька из повести «Очарованный странник», праведники из романа «Соборяне», Левша из сказа «Левша», Катерина Измайлова из рассказа «Леди Макбет Мценского уезда» . Памятник установлен к 150-летию писателя.
Лесков много писал о жизни в провинции. В его произведениях узнавались Орёл и Пенза XIX века.
Н.С. Лесков был человеком верующим. Он писал о священнослужителях, монахах, старообрядцах, сектантах, “праведниках”, религиозных переживаниях людей. Но у независимого по натуре писателя был свой взгляд на всё. Он мог показать и в симпатичном, и в неприглядном виде как революционеров, так и церковников, а уж чиновников высмеивал ядовито. Высоко ценил религиозность и праведность, выказывал презрение высокомерию и притворству. Такие люди и при жизни неудобны, и творчество их напугать некоторых способно. В результате один из томов его прижизненного собрания сочинений был подвергнут сожжению.
Взгляды на революционные движения в России Н.С. Лесков менял несколько раз. Революционерам от его независимого слова немало доставалось – и справедливо, и не очень, как и представителям других слоев общества. Поэтому и в Советском Союзе Н.С. Лесков не был самым популярным писателем, а некоторые его произведения и практически не издавались до “перестройки”.
Самое интересное в творчестве Н.С. Лескова – его необычный литературный язык, придающий даже его вполне реалистическим произведениям интонацию сказа, порой почти стихотворения. Его “голос” был не похож ни на какой другой. Истинно народным писателем считал Лескова Лев Толстой. А Максим Горький назвал “волшебником слова”. Каждый персонаж и рассказчик в его произведениях говорит по-своему. Лесков знал простонародные, диалектные, старинные слова, выражения из церковного, военного и других лексиконов и щедро рассыпал драгоценные камни необычных, иногда не очень понятных без пояснений, словечек на страницах своих произведений.
«А кататься он любил не по битым аллеям, где господа бзырят, больше по простым путям, где поля и леса видны, и замечать можно, как вокруг сельские люди труждаются».
Вот, например, словечки из разряда простонародных и диалектных: “слоны слонят”, “грабоватый нос”, “брада комовата и празелень”, “петь с вавилонами”, ” умом виляет “.
А часть необычных слов, особенно для сказа «Левша» Лесков придумал сам. Говорят же в Орловской губернии “киятр” вместо театр. Так почему бы не сказать “керамида” вместо пирамида? Так появились “долбица умножения”, “Аболон Полведерский”, “мелкоскоп” (микроскоп), “двухсестная” (двухместная), “нимфозория” (инфузория). А вот кто придумал слово “буреметр” (барометр) – народ или сам Н.С. Лесков?
Экранизации произведений Н.С. Лескова
1) Больше всего повезло рассказу «Леди Макбет Мценского уезда»
– 1926 г. «Катерина Измайлова» (режиссёр Ч. Сабинский);
– 1962 г. «Сибирская леди Макбет» (режиссёр Анджей Вайда), на основе рассказа и оперы Дм. Шостаковича;
– 1966г. «Катерина Измайлова» (режиссёр М. Шапиро), экранизация оперы. Поёт Галина Вишневская.
– 1989 г. «Леди Макбет Мценского уезда» (режиссёр Роман Балаян).
– 1992г.«Леди Макбет Мценского уезда», немецкая экранизация оперы Дм. Шостаковича;
–1994 г. «Подмосковные вечера» (режиссёр В. Тодоровский): действие перенесено в наше время;
–2016г. «Леди Макбет» (режиссёр У. Олдройд), английская экранизация, действие перенесено в Англию, финал изменён.
2) Знаменитый сказ «Левша» экранизирован дважды:
– 1964 г. мультфильм И. Иванова-Вано;
– 1986 г. художественный фильм С. Овчарова.
3) Ещё один дважды экранизированный знаменитый рассказ «Тупейный художник»:
– 1923 г. фильм «Комедиантка»;
– 1971 г. фильм И. Авербаха «Драма из старинной жизни».
4) 1991 г. фильм «Господи, услыши молитву мою», режиссёр Наталья Бондарчук, по мотивам рассказа «Зверь»
5) «Очарованный странник», две экранизации
–1963 г. – телеспектакль (режиссёр И. Ермаков);
– 1990 г. – фильм Ирины Поплавской.
6) 1986 г., экранизация повести «Воительница» (реж.Александр Зельдович).
7) 1998 г. – мини-сериал «На ножах» (режиссёр Р. Орлов).
8) Малоизвестные фильмы:
– 2001 г. «Интересные мужчины» (режиссёр Юрий Кара);
– 2005 г. короткометражный фильм «Чертогон» (режиссёр А. Железняков);
– 1927 г. «Победа женщины» (режиссёр Ю. Желябужский), по повести «Старые годы в селе Плодолесове»).
Зенкова Е.Н., главный библиотекарь