ГАУК ТОНБ
135 лет со дня рождения Д.Джойса (1882-1941), ирландского писателя
135 лет со дня рождения Д.Джойса (1882-1941), ирландского писателя
Джеймс Джойс — ирландский писатель. Родился и вырос в Дублине в большой семье Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Марри. Неудачное ведение дел почти разорило его отца, который вынужден был неоднократно менять профессию. Семья несколько раз переезжала из одного района Дублина в другой. Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность его жизни в юности навсегда остались в его памяти, что отчасти нашло отражение в его произведениях. Сам Джойс часто проводил биографические аналогии с одним из главных персонажей его романов «Портрет художника в юности» и «Улисс» Стивеном Дедалом.
В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клейне, а затем, в 1893 г. — в дублинский колледж Бельведер (англ.)русск., который закончил в 1897 г. Через год Джеймс поступил на учёбу в дублинский университет (так называемый Университетский колледж), который закончил в 1902 г.
В возрасте двадцати лет уехал в Париж, а затем в Цюрих, где продолжил литературную деятельность. В 1917 году вышел первый роман писателя «Портрет художника в юности». Наибольшую известность Джойс получил благодаря роману «Улисс», опубликованному в 1922 году и ставшему классикой модернистской литературы.
Основные произведения Джойса - сборник рассказов "Дублинцы" , пьеса "Изгнанники", роман "Портрет художника в юности", упомянутый уже роман "Улисс" и роман "Поминки по Финнегану" . Невозможно пересказать, их даже трудно комментировать. Это так называемый поток сознания. "Улисс" полупародийно соотнесен с "Одиссеей" Гомера, "Поминки по Финнегану" написаны на основе кельтской мифологии. Стилизация переходит в пародию, символические слои смысла почти не имеют никакой связи с реальной жизнью - это процесс языкотворчества, писатель создает новый экспериментальный язык.
Некоторые исследователи, в первую очередь Владимир Набоков, испытывают смешанные чувства к работам Джойса, восхваляя одни и ругая другие. По мнению Набокова, «Улисс» был блестящим, а «Поминки по Финнегану» — ужасными.
Джойс очень далек от реализма, но тогда, когда он складывался как художник, на него оказали большое влияние русские реалисты Толстой и Достоевский. О позднем рассказе Толстого "Много ли человеку земли нужно" Джойс говорил своей дочери, что это величайший рассказ из всех на земле написанных. "Братья Карамазовы" Достоевского произвели на него глубокое впечатление, особенно линия "отцов и детей" и образ Грушеньки, "проститутки и девы непорочной одновременно ". Джойс даже брал уроки русского языка, чтобы в оригинале читать русских писателей.
В России одним из самых страстных защитников Джойса был режиссер Эйзенштейн. Он намеревался перенести внутренний монолог Джойса в искусство кино и "в манере Джойса" запечатлеть при помощи кинокамеры внутреннюю жизнь толпы на Красной площади.
После поражения Франции и оккупации части её территории немецкими войсками в начале Второй мировой войны Джойс вернулся в Цюрих. Он сильно страдал от последствий глаукомы. Здоровье его продолжало ухудшаться. 11 января он перенёс операцию в связи с прободной язвой и 13 января 1941 года умер.