История, написанная светом
В Тюменской областной научной библиотеке состоялась презентация книги "Пионеры тюменской фотографии 1866–1917 гг.", которая представляет собой и занимательное чтение, и серьёзное иcследование, и альбом, вместивший 150 старых снимков, причём 20 из них опубликованы впервые. Текст написал Лев Боярский, краевед и сотрудник областного музейного комплекса, издателем выступил Сергей Фирцев, председатель координационного совета Тюменского дома фотографии, но книга не родилась бы без коллективных усилий целой команды самых разных людей.
К исторической фотографии долгое время относились как к предмету вспомогательному. Важно было, что за люди изображены на снимке, какие улицы и здания попали в кадр. Хорошо, если указан год. А имя фотографа – деталь малосущественная, его судьба в контексте узкой темы неважна и потому обречена оставаться за скобками.
Прошлым фотографии тюменские историки целенаправленно заинтересовались только в 1990-е годы. Пожалуй, самым заметным результатом тех первых изысканий стала книга Виктора Копылова "Былое светописи: у истоков фотографии в Тобольской губернии", изданная в 2004 году.
Обстоятельный труд, охватывающий территорию от Кургана до Барнаула и период от возникновения фотографии до 1930-х годов. Среди других Лев Боярский выделяет работу Валерия Чупина, воплощённую в форме экскурсии "Прогулка по местам, где сто лет назад жили и работали фотографы Тюмени", альбом доктора искусствоведения Натальи Сезёвой, исследования Игоря Варкина, раввина тюменской синагоги и краеведа, посвящённые династии фотографов Шустеров. Нынешний проект предполагает обобщение всего, что было собрано и наработано к настоящему моменту, проверку общепризнанных сведений, новое детальное, поэтапное изучение тюменской фотографии и, насколько возможно, заполнение белых пятен. История открывается постепенно.
Как Виктор Копылов в своей книге призывал коллег-краеведов искать, уточнять и дополнять мозаику, которую ему удалось составить, так и авторы проекта подчёркивают: "Данная книга является наиболее полным собранием фактов, проверенных на сегодняшний день".
Большая часть представленных в ней фотографий происходит из фондов музейного комплекса. Но публикация привлекла внимание частных коллекционеров, и некоторые согласны допустить исследователей к своим сокровищам. Если всё сложится удачно, книга "Пионеры тюменской фотографии…" станет лишь первым томом большой областной фотоистории. А начинается она, как и мировая история фотографии, с Жозефа Ньепса и его работы "Вид из окна".
Снимок, сделанный в 1826 году, то есть 190 лет назад, с помощью камеры-обскуры на пластину, покрытую асфальтовым лаком, считается старейшим в мире. И это первый из нескольких юбилеев, удачно совпавших с выходом книги. Дальше – круглые даты местного масштаба: 180 лет со дня рождения Константина Высоцкого, зачинателя тюменской фотографии, 150 лет с момента открытия первого в городе фотоателье и 120-летие первого кинопоказа, который провёл в Тюмени московский прокатчик в 1896-м, всего через год после первого в мире коммерческого киносеанса в Париже. И это, подчёркивает Сергей Фирцев, доказательство того, что наш уездный городок не был отсталой глухоманью – все технические новшества доходили до Тюмени очень быстро, вызывали живой интерес публики и тут же подхватывались местными энтузиастами.
Такими, как Константин Высоцкий, которому в книге уделено особое внимание. Он был первым во многом: в типографском и издательском деле, в литографии и фотографии, в общественных инициативах… Правда, Копылов оспаривает его фотографическое первенство, выдвигая вперёд Фёдора Соколова, родоначальника целой династии преуспевающих "светописцев". Но подтвердить эту версию создателям "Пионеров…» (пока?) не удалось. Вопросов в истории тюменской фотографии по-прежнему больше, чем ответов. Нет ясности относительно происхождения Высоцкого… Зато мы знаем, что родился он в Таре, учился в академии художеств, служил учителем рисования, в 1863 году вышел в отставку и посвятил себя более интересным занятиям, но коммерческого успеха, увы, не достиг. Книга рассказывает и о других тюменских фотографах и фотографических заведениях.
Отдельные главы посвящены братьям Шустерам и Тарасу Огибенину. Любопытный факт: за год до приезда Сергея Прокудина-Горского, чьи цветные фотографии разных уголков России и теперь вызывают живейший интерес, Огибенину тоже удалось получить снимки в цвете, но по другой технологии. Фотография, как дело новое и удивительное, привлекала людей творческих, склонных к эксперименту и всякого рода новаторству. В столицах вошли в моду фотографические открытки? В начале XX века тюменские мастера наладили выпуск карточек с местными видами. А в 1908 году в городе завёлся уже собственный синематограф – "ожившая фотография"… Каждый снимок, опубликованный в книге, сканировали, подвергали цветокоррекции и тщательно ретушировали, удаляя пятна, царапины, повреждения, восстанавливая выцветшие детали и утраченные фрагменты. Хотелось показать читателям, как хороши были эти снимки сто с лишним лет назад, какие удивительные достижения были по силам пионерам тюменской фотографии.
Впрочем, некоторые "следы времени" намеренно сохранили, чтобы не растерять дух старины. Суперобложку книги украсили витиеватыми штампами и автографами с фирменных паспарту тюменских фотомастерских… Книга вышла тиражом 2000 экземпляров, и будет продаваться в магазинах города. А издатель уже думает о будущем – о новых книгах и о краеведческой конференции, которая будет носить имя Константина Высоцкого.
Калинина, К. История, написанная светом/Кира Калинина//Тюменская правда. - 2016. – 06 окт. - С.4.