110 лет назад, в 1906, году в Санкт-Петербурге открылась прощальная выставка объединения «Мир искусства»
«Мир искусства» — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Основателями объединения стали художник А.Бенуа и театральный деятель С.Дягилев.
Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника.
В состав объединения входили художники Л.Бакст, Н.Рерих, М.Добужинский, Е.Лансере, Д.Митрохин, А.Остроумова-Лебедева, А.Яковлев, К.Сомов, В.Пурвит, критик К.Сюннерберг. Были близки идеям объединения такие мастера, как И.Билибин, А.Головин, И.Грабарь, К.Коровин, Б.Кустодиев, В.Серов, М.Врубель, А.Матвеев, И.Левитан, М.Нестеров, К.Юон, М.Якунчикова, Л.Пастернак.
После 1904 года объединение утратило идейное единство и фактически оказалось распущенным, хотя формально существовало до 1924 года.
9 марта 1906 года в Санкт-Петербурге на Малой Конюшенной в Екатерининском зале дома № 3 открылась прощальная выставка уже распущенного объединения «Мир искусства». Организатором выставки был Сергей Дягилев, который работал и над всеми предыдущими показами.
На выставке были представлены картины Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Николая Сапунова, а также дебютантов – Николая Феофилактова, Мартироса Сарьяна, Михаила Ларионова, Алексея Явленского.
А в октябре того же года Дягилев с большим успехом устроил в парижском Осеннем салоне грандиозную ретроспективную экспозицию отечественной живописи от древних икон до «Мира искусства». Позже она была перемещена в Берлин и Венецию, а в конечном счете положила начало знаменитым «Русским сезонам».