135 лет со дня рождения Андрея Белого (1880-1934), поэта, писателя
Андрей Белый (настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев) родился в Москве в семье профессора, известного математика. Учился на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета. Представитель «младшего» поколения символистов, он был одним из самых активных и последовательных сторонников символизма, который понимался им шире, чем обычная литературная школа или течение. Вместе с В. Брюсовым Андрей Белый стал одним из создателей теории символизма в России. Поклонник философа-идеалиста Вл. Соловьева, Белый воспринимал его мистические пророчества о надвигающемся конце всемирной истории как откровение, а фигура философа — неуспокоенного, ищущего — служила в глазах Белого образцом искателя новых путей жизненного устройства.
Одной из основных проблем деятельности и творчества Белого была проблема «преображения жизни», «пересоздания действительности», что должно было осуществиться в процессе нового — символического миросозерцания и новой культуры. Основываясь на идеалистической неокантианской философии, он в своих статьях и литературно-критических выступлениях развивал идею религиозного содержания искусства, постижения запредельного, утверждал превосходство интуиции над логикой, необходимость подчинения искусства слова законам музыки. Ярким практическим воплощением этих идей стали первые книги Белого: вышедшая в свет в 1902 г., написанная ритмической прозой «Драматическая симфония» и сборник стихов 1904 г. «Золото в лазури», в которых он выступил вполне зрелым и самостоятельным поэтом.
«Пророчества» Белого приобретают ярко выраженный апокалипсический характер. Во многом именно от него берет начало традиция библейской символики в поэзии символистов. Эсхатологический характер ранней лирики Белого проявил себя и в символике излюбленного белого цвета — цвета апокалипсиса. Псевдоним Андрей Белый, белые камни, белый венок из фиалок, белые розы, белая метель, белый хитон, снежно-льняные одежды Христа — все это определенным образом характеризует лирику Белого. В стихотворении «Не тот» (1903) Христос, предстающий перед взором поэта, провозглашает: «...белизною моей успокою ваш огненный грех».
События января 1905 г. потрясли поэта. Осенью того же года в статье «Луг зеленый» (Весы, № 8) он писал: «В тяжелые для России январские дни мне пришлось переживать в Петербурге весь ужас событий. Что-то, доселе спавшее, всколыхнулось. Почва зашаталась под ногами». В духовном развитии Белого начинается новый период. «Аргонавт», мистик, автор одного из самых зашифрованных в русской поэзии сборников стихов, Белый оказался в гуще событий, повлиявших на углубление и обострение противоречий в его сознании.
Мотив страдания, образ страдающего поэта, одушевленного страданиями родины, России, и сопричастного ей, — ведущий в «Пепле» и «Урне». Белый увидел Россию такой, какой ее не видели поэты со времен Некрасова.
Белый назвал «Пепел» «книгой самосожжения и смерти» (отсюда символика заглавия: «Пепел» — останки сгоревшей души поэта).
После 1909 г. Белый почти не пишет стихов. Он обращается к прозе: печатает романы «Серебряный голубь» и «Петербург»; в последнем стихийный и мощный протест против буржуазной государственности и капиталистической цивилизации причудливо и неразрешимо совмещается с представлением о революции как о силе мистической и разрушительной. Много времени он посвящает критической и критико-публицистической деятельности, направленной на новое объединение символистов вокруг издательства «Мусагет». Потерпев крах в этой попытке, он с головой уходит в увлечение антропософией — «наукой тайного знания».
Возвращается к стихам Белый только в 1916—1917 гг. Он приветствует революцию — как проявление надисторических сил. Основной темой его стихов становится Россия, стоящая в центре мирового революционного циклона.
В послереволюционные годы Белый выпускает ряд поэтических сборников; кроме того, им созданы значительные прозаические произведения: романы «Москва», «Москва под ударом», мемуары «В начале века», «Меж двух революций». Много времени он уделял и общественно-публицистической деятельности.