ГАУК ТОНБ
90 лет со дня рождения Анатолия Эфроса, российского режиссера, сценариста, педагога, заслуженного деятеля искусств России
90 лет со дня рождения Анатолия Эфроса, российского режиссера, сценариста, педагога, заслуженного деятеля искусств России
Эфрос еще при жизни стал легендой российского театра. Его спектакли поражали своей оригинальностью и самобытностью, а имя стало неотъемлемой частью истории театрального искусства, наряду с его самыми лучшими представителями – К. Станиславским, Е. Вахтанговым, В. Мейерхольдом...
Анатолий Васильевич Эфрос (Натан Исаевич) родился 3 июля 1925 года в Харькове. Он с детства интересовался театром, много читал о Станиславском и о его спектаклях. В 1944 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (курс Н. Петрова и М. Кнебель).
Свои первые спектакли Эфрос поставил в Рязанском театре, а уже в 1954 году он стал главным режиссером Центрального Детского театра, который при Анатолии Васильевиче перестал быть исключительно детским и превратился в интересный столичный театр. Эфрос поставил там 14 спектаклей, остро современных и по форме, и по содержанию, имевших большой успех: «В добрый час», «В поисках радости», «Неравный бой», «Друг мой, Колька!» и другие.
После того, как Эфрос сделал популярным ЦДТ, в 1963 году он был назначен главным режиссером театра им.Ленинского комсомола, чтобы возродить и его. Труппу театра составили актеры, чьи имена сразу стали известными всей Москве: В. Гафт, А. Збруев, М. Державин, Л. Дуров, А. Ширвиндт, Ю. Колычев, О. Яковлева и другие.
Здесь он поставил несколько спектаклей, сделавших его одним из лучших режиссеров страны: «В день свадьбы» Розова, «Снимается кино» и «104 страницы про любовь» Радзинского. Широкую популярность ему принесли постановки классики: «Чайка» Чехова и «Мольер» Булгакова.
Вместе с группой актеров в 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной, заняв там место режиссера.
В течение последующих 17 лет Эфрос поставил свыше 20 спектаклей, в том числе – «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Дон Жуан» Мольера, «Женитьба» Гоголя, «Месяц в деревне» Тургенева. Эфрос в основном обращался к классике, пытаясь избежать советской тематики, хотя были и постановки по современным пьесам: «Счастливые дни несчастливого человека», «Сказки старого Арбата», «Человек со стороны», «Директор театра» и другие.
Эфрос ставил спектакли и в других московских театрах, а также за рубежом. Большой резонанс вызывали его режиссерские работы в кино: «Високосный год», «Двое в степи», «В четверг и больше никогда» и другие, а также ряд телеспектаклей – «Острова в океане», «Тартюф», «Ромео и Джульетта»… Еще он много писал, работал на радио и преподавал в ГИТИСе. Эфрос – автор книг и статей по вопросам театрального искусства.
В 1984 году Эфрос был назначен главным режиссером Московского театра драмы и комедии на Таганке. Хотя часть труппы театра не приняла Эфроса, он поставил там несколько успешных спектаклей – «На дне» М. Горького и «Мизантроп» Мольера, возобновил «Вишнёвый сад» А. Чехова и другие.
Этот период жизни стал особенно драматичным для Эфроса. Он оказался втянутым в политические игры, которых всегда сторонился. Последние годы были омрачены нарастанием внутренних конфликтов в театре и вокруг него. Сердце мастера не выдержало…
13 января 1987 года Анатолий Васильевич Эфрос скончался в Москве от инфаркта, был похоронен на Кунцевском кладбище столицы.