Белорусские традиции попали в преплёт
В издательстве «Беларуская навука» тиражом 1000 экземпляров вышла книга «Традиционная культура белорусов во времени и пространстве». На днях её презентация состоялась в Тюменской областной научной библиотеке.
Издание это рассчитано на студентов, преподавателей гуманитарных дисциплин, а также читателей, интересующихся традиционной народной культурой.
— Монография подготовлена коллективом историков и этнографов Национальной академии наук Беларуси и Сибирского отделения РАН. Свои работы представили 12 авторов, — уточнил председатель областной общественной организации «Союз — интеграция братских народов» Владимир Шугля. — В книге представлено 11 регионов, от Башкортостана до Приморского края, где живут сегодня потомки белорусов-переселенцев. Есть и глава, посвящённая русским в Беларуси.
— В некоторых районах Западной Сибири переселенцев называют «самоходами», — пояснил один из авторов книги, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Тюменского научного центра Роман Фёдоров. — Местные жители чаще всего объясняют происхождение этого слова так: их предки добирались в заснеженный край своим ходом, свои пожитки везли на обозах. В белорусском языке слово «самохаць» означает «добровольно, по своему желанию». Следовательно, самоходами были те люди, которые пришли в Сибирь самовольно, в поисках лучшей доли. Одной из первых групп белорусских крестьян, переселившихся в Сибирь в результате аграрных реформ, стали так называемые «панцирные бояре» (особая категория служилых людей). Первоначально они несли конную службу в панцирном облачении с тяжёлым вооружением и занимали промежуточное положение между мелкой шляхтой и тяглыми крестьянами…
С 1885-го по 1915 год в Сибирь переселилось более 600 тысяч белорусов. Они перенесли на её территорию особенности быта, народной архитектуры и ремёсел. На сибирской земле и по сей день сохранились национальные традиции.
Какие именно, предлагают узнать авторы книги. В ней рассказывается также об уникальных обрядах старших поколений потомков белорусских переселенцев. Исследователи сравнивают их с теми обрядами, которые бытуют на территории современной Беларуси. Более столетия они соблюдаются на сибирской земле, при этом сохранились почти неизменными, уверяют учёные. Одним из таких обрядов, по словам Романа Фёдорова, является перенос иконы. Существует он и по сей день в деревне Осиновка Викуловского района. По преданию почитаемую в этой деревне икону «Воскресение Христово» (в народе её называют «Свеча») привезли в Сибирь ещё переселенцы из Могилёвской губернии. В Рождество святыню переносят из одного дома в другой, где она находится в течение года…
Весьма интересно в монографии подаётся история жилых и хозяйственных построек белорусов, традиции их питания. Имеется в издании приложение со считалками, хороводными играми и свадебными обрядами. Фрагмент такого обряда на презентации представил фольклорный ансамбль «Яромилъ».
Монография, увы, пока недоступна массовому читателю. Её не найдёте в книжных магазинах. Но полистать увесистое издание можно в Тюменской областной научной библиотеке или в отделе белорусской культуры ДНК «Строитель».
Более 600 тысяч белорусов переселилось в Сибирь с 1885 по 1915 годы.
Киселёва, Л. Белорусские традиции попали в переплет/Любовь Киселёва//Тюменские известия. - 2014. – 17 апр. - С.4.