ГАУК ТОНБ
90 лет со дня рождения В.А. Чивилихина
90 лет со дня рождения В.А. Чивилихина
90 лет со дня рождения Владимира Алексеевича Чивилихина, советского писателя (1928-1984 гг.)
Чивилихин Владимир Алексеевич (7.03.1928—9.06.1984), писатель. Родился в г. Мариинск Кемеровской обл. Отец Чивилихина работал главным кондуктором на товарных поездах, погиб на производстве в 1937. Военное детство Чивилихина прошло на станции Тайга. В 13 лет Чивилихин начал трудовую жизнь в железнодорожном депо. Окончил железнодорожный техникум на станции Тайга. Семья Чивилихина перебирается из Сибири в разрушенный войной Чернигов. В 1954 Чивилихин заканчивает факультет журналистики Московского государственного университета.
Чивилихин — убежденный последователь Л. Леонова, первая встреча с которым произошла в 1957 в Переделкине. Творческие и дружеские связи Чивилихина и Леонова продолжались до смерти.
3 поездки Чивилихина 50-х (1954 — Печора, Воркута, 1957 — на строительство железной дороги в Сибири, 1957 — в Ленинград к студентам Лесотехнической академии, которые работали над проблемой сибирского кедра) дали материал для его произведений. Важнейшие особенности творчества Чивилихина — документальность, подчеркнутая публицистичность. В послесловии (1981) к раннему очерку «Тихая заводь» Чивилихин заметит, что в нем «давняя правда», «начало всего». По словам писателя, он «навечно обрек себя на заботы о лесе». Публицистические очерки, путевые заметки о природе составили книгу Чивилихина «Любит ли она тебя?» (1968). Чивилихин разъясняет: «Наступило время, когда любить природу мало. Любит ли она тебя и что ты сделал для того, чтобы она тебя любила? — вот как стоит ныне вопрос».
Интерес к документу сделал привлекательным для Чивилихина жанр документальной повести. После поездки писателя в Сибирь им была написана повесть «Серебряные рельсы» («Саяны»; М., 1958—67). В основе повести лежит подлинный документ — дневник Александра Кошурникова, который был участником экспедиции геологов, осуществлявших изыскательские работы для трассы будущей железной дороги. В 1942 все члены экспедиции погибли в Саянах. Текст дневника Кошурникова органически вошел в авторское повествование, 2 начала — документальное и художественное — составили единство.
Дневник Толи Листопадова, подростка из г. Бахмач, начатый 22 июня 1941 и завершенный с окончанием оккупации, стал одним из источников художественно-документальной повести «Здравствуйте, мама!» (1957—60). В повести о Великой Отечественной войне — все герои реально существовавшие люди.
В 60-е Чивилихин создает несколько повестей, в которых отсутствует документальная основа, но все, о чем рассказывает писатель, он знает досконально, сам был участником многих из описываемых событий: «Про Клаву Иванову» (1963), «Елки-моталки» (1964), «Над уровнем моря» (1964—67), «Пестрый камень» (1969). Точной передачей воздуха, атмосферы времени, характеров героев, их миропонимания выделяется повесть «Про Клаву Иванову». Место действия — железнодорожное депо. Герои и обстоятельства переданы через восприятие рабочего Петра Жигалина, который рассказывает «про Клаву Иванову» и людей депо.
Главная книга Чивилихина — «Память» (1968—83). Вторая книга «Памяти» была опубликована ранее первой — в 1981. Первая книга увидела свет в 1984. «Память» вобрала большой творческий опыт писателя предшествующих лет. Ранее он работал над произведениями о современниках. Но наступило время, когда, по словам Чивилихина, история, течение исторического времени властно захватили его. Писатель постепенно начал понимать, что эта великая и единственная неизменяемая реальность выше всех наук, потому что «связывает настоящее с прошедшим и будущим, ненавязчиво мудро и всесторонне учительствует, царит над нами». «Память» — путешествие в прошлое. Автор, рассказывая о себе и своем пути, о своей семье, своих путешествиях, делится соображениями по многим философским, этическим, историческим проблемам. Позиция автора активна. Многолетнее вдумчивое изучение исторических источников (как известных ранее, так и обнаруженных в результате личных разысканий) позволяет Чивилихину делать свои выводы. (Резкое несогласие вызывает у Чивилихина норманнская теория, евразийские идеи, ряд положений, высказанных в работах
В «Памяти» выделяется несколько главных тематических блоков: декабристы, время татаро-монгольского нашествия и борьбы с ним (крупным планом выделена оборона Козельска), «Слово о полку Игореве» и некоторые др. Внутри каждой темы свои ответвления, уточняются многие человеческие судьбы, происходит перестановка акцентов, в научный обиход вводятся новые имена и факты. Исследовательская мысль Чивилихина работает напряженно. Выводы, к которым приходит писатель, базируются на большом фактическом материале, добытом в результате многолетних поисков.
Историю декабризма Чивилихин дополняет основательным исследованием судеб, воссозданием жизни двух почти забытых декабристов — Н. Мозгалевского и П. Выгодовского. Чивилихин возвращает русской литературе XIX в. имя писателя В. Соколовского.
Писатель обнаруживает глубокие познания в русской средневековой истории, свободно ориентируется в древнерусских летописях, основательно осведомлен в обширнейшей литературе о «Слове о полку Игореве». Чивилихин обосновывает свою гипотезу об авторе «Слова…». По его мнению, автором гениального древнерусского произведения является сам кн. Игорь. «Память» написана с позиций глубочайшего уважения к русской культуре. Не все из того, что было подготовлено Чивилихиным для книги, вошло в «Память».
Сам Чивилихин обозначил жанровую структуру «Памяти» определением «роман-эссе». В критике для этой книги выдвинуто несколько номинаций (исторический роман, роман-синтез, историческое повествование эссеистического типа и др.). Вторая часть книги «Память» была удостоена Государственной премии СССР за 1982.